Психологическая служба

Задачи  психологической службы гимназии в условиях  реализации ФГОС

Развитие интеллектуального потенциала обучающихся — основное направление работы общеобразовательных учреждений в рамках новых образовательных стандартов. Поэтому главной задачей психологической службы гимназии в новых условиях является создание такой системы психолого-педагогического сопровождения, при которых дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Построение личностно-ориентированной развивающей модели начальной школы, которая будет совершенствоваться на других ступенях обучения актуальная задача психолого-педагогической службы гимназии на современном этапе. Процесс обучения и воспитания учащихся ,согласно новым стандартам образования , рассматривается как система условий, обеспечивающих развитие детей. У них будут формироваться не только предметные, но и так называемые надпредметные и личностные компетенции. Наряду с высоким уровнем знаний не менее важной задачей обучения является проблема социализации школьников.

Перед психологами возникает новая задача: разработать такую систему оценки качества образования, которая отвечала бы новому стандарту. Это уже не может быть простая оценка знаний учащихся по определенным предметам. Психолог должен будет отслеживать формирование надпредметных компетенций учащихся, их личностное развитие и в итоге — уровень их социализации. Ведь развитие личности — это процесс, связанный с формированием ответственной позиции человека по отношению к своей деятельности, к другим людям, к самому себе.

Совместно с педагогом и другими взрослыми именно психолог обеспечивает контроль за развитием учащихся, дает оценку комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей.

Особое внимание на современном этапе в связи с введением новых образовательных стандартов  в гимназии уделяется  построению индивидуальных образовательных траекторий для различных категорий обучающихся.

В результате экспериментальных исследований по проблеме: «Развитие потенциальных возможностей младших школьников на основе построения индивидуальных образовательных маршрутов» выявлено, что психолого — педагогическими условиями развития потенциальных возможностей младшего школьника являются:

психолого-педагогическое сопровождение индивидуального пути развития каждого ребенка;

организация взаимодействия ученика со значимыми людьми (родителями, учителями);

создание «ситуации успеха» в учебной и вне учебной деятельности обучающихся и повышение таким образом мотивации учащихся.

Все это обеспечивает развитие потенциальных возможностей младших школьников и полноценное развитие творческих и интеллектуальных способностей младшего школьника.

В работе по формированию индивидуальных образовательных траекторий  психологи гимназии ориентируются на следующие наиболее важные новообразования младшего школьника:

• перестройка познавательных процессов- формирование произвольности, продуктивности и устойчивости –развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);

• развитие мышления – переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и рассуждающему мышлению на уровне конкретных понятий;

• усвоение общеучебных навыков, умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

• развитие саморегуляции поведения, воли;

• формирование адекватной самооценки;

• расширение сферы общения, появление в ученическом коллективе;

• развитие рефлексии – способности ребенка осознавать, что он делает , зачем и правильно ли делает.

Таким образом, у выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене гимназии, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:

• достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;

• развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню актуальному возрастным нормам;

• обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;

• нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;

• наличие сформированного контроля и самоконтроля;

• наличие положительной самооценки;

• хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.

Особое место в психологическом портрете выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Поэтому важно, чтобы выпускник начальной школы имел опыт успешных коммуникативных действий и развитую способность к рефлексии.

Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста необходимо заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия, так как без этих кирпичиков полноценное становление личности невозможно.

Работа психолого-педагогической службы гимназии, которая реализуются во всех направлениях работы, направлена на формирование именно такого ученика, что определяется стремлением к достижению сформированного нами “портрета выпускника начальной школы”

Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. В связи с этим возникает необходимость расширения и внедрения различных психологических программ в рамках дополнительного образования, способствующих максимальному раскрытию личности каждого ученика, где он мог бы по-настоящему почувствовать себя успешным.

Поэтому, в условиях внедрения новых образовательных стандартов необходимо решение педагогами-психологами гимназии  выше поставленных задач, повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса.

 

 psixolog_sludgebazadachi_psixolog_sludgebi

 

Психологическая служба МАОУ «Гимназиия №73»

Состав пихологической службы гимназии:

Новикова Раиса АлексеевнаНовикова Раиса Алексеевна

Образование: высшее.
Стаж работы: 39 лет.
Квалификационная категория: соответствующая квалификационным требованиям.
Курсы повышения квалификации: «Программа курсов повышения квалификации педагогов-психологов образовательных учреждений» 2012 г.
Награды: За высокий профессионализм в обучении и воспитании учащихся, добросовестный творческий труд отмечена благодарственным письмом Управления образования в 2013 г, Грамотой Управления образования администрации г. Владимира — в 2014 г.


Седова Анастасия Сергеевна — педагог-психолог.
Образование: высшее.
Квалификационная категория: молодой специалист.
Стаж работы: 2 года.
Курсы повышения квалификации: «Психолого-педагогическое сопровождение реализации образовательного процесса ДОО в условиях введения ФГОС» 2017 г.

Цель   психологической  службы  —  формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого ребенка.

Содержание: 

1. Психологическое просвещение – повышение психологической культуры учеников, родителей и педагогов.
2. Профилактика – предупреждение  возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
3. Консультирование — помощь в решении тех проблем, с которыми приходят учителя, учащиеся и родители.
4. Диагностика — результаты этой работы  дают информацию об эффективности профилактической или консультационной работы, по необходимости о  развитии или  коррекцииребенка.
5. Развивающая и коррекционная работа – формирование познавательной, мотивационной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сферы личности каждого школьника.

Основная идея психологической службы — идея сопровождения, которая  направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития воспитанников и учащихся.

Направления работы психологической службы

1.Консультативно-диагностическое направление.
1.1.Индивидуальное психологическое обследование учащихся:
определение актуального уровня развития ребенка и причин неуспешности в обучении;
диагностика особенностей развития в эмоционально-личностной и волевой сферах (трудности общения, дезадаптация в коллективе сверстников, поведенческие проблемы);
готовность к обучению в школе.
1.2.Консультирование родителей по вопросам:
обучения и воспитания ребенка;
определения способностей ребенка и их развития;
особенностям учебной и познавательной деятельности детей;
особенностям эмоционально-личностной сферы и поведения,
трудностям взаимодействия со сверстниками и взрослыми
1.3.Диагностика семейных и детско-родительских отношений. Консультирование по вопросам воспитания ребенка и семейных взаимоотношений.
1.4.Фронтальное психологическое тестирование учащихся;
познавательные процессы и интеллектуальное развитие;
особенности личности и межличностные отношения в коллективе школьников;
психологическая готовность детей к обучению в школе;
комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую;
1.5.Консультирование подростков:
проблемы самоопределения и профориентация;
взаимодействие со сверстниками и родителями.
2.1. Развивающее направление.
2.2. Психологическое сопровождение педагогов:
тематические выступления и доклады на педсоветах;
психологический анализ урока, экспертная работа с педагогами.
2.3. Психологическое сопровождение родителей:
тематические выступления на родительских собраниях;
индивидуальные и групповые консультации родителей по
расширению адаптивных возможностей детей.
3. Научно-методическое направление.

Комментарии запрещены.